Антикоррупционная политика
Антикоррупционная политика
Общие положения
Антикоррупционная политика Государственного бюджетного учреждения республики Дагестан «Республиканский противотуберкулезный диспансер», (далее – ГБУ РД РПТД) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности ГБУ РД «РПТД»
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г., № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению коррупции от 08.11.2013, разработаннымиМинистерством труда и социальной защиты Российской Федерации
Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики
Основными целями антикоррупционной политики Госпиталя являются:
— предупреждение коррупции в ГБУ РД «РПТД»;
— обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
— формирование антикоррупционного сознания у работников ГБУ РД «РПТД».
- Основные задачи антикоррупционной политики ГБУ РД «РПТД»:
- формирование у работников понимания позиции ГБУ РД «РПТД» в неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- минимизация риска вовлечения работников ГБУ РД «РПТД» в коррупционную деятельность;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
- мониторинг эффективности мероприятий антикоррупционной политики;
- установление обязанности работников ГБУ РД «РПТД» знать и соблюдать требования настоящей политики, основные нормы антикоррупционного законодательства.
- Термины и определения
2.1. Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
2.2. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
2.3. Организация — юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
2.4. Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
2.5. Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
2.6. Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
2.7. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
2.8. Личная заинтересованность работника (представителя организации) — заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
3.Основные принципы антикоррупционной деятельности ГБУ РД «РПТД»
Система мер противодействия коррупции в ГБУ РД «РПТД» основывается на следующих ключевых принципах:
3.1. Принцип соответствия политики ГБУ РД «РПТД» действующему законодательству и общепринятым нормам.
Настоящая Антикоррупционная политика соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, а также нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам иных федеральных органов государственной власти, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к ГБУ РД «РПТД.
3.2. Принцип личного примера руководства ГБУ РД «РПТД».
Ключевая роль руководства ГБУ РД «РПТД» в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников Госпиталя о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
3.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Госпиталя, его руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Госпиталя коррупционных рисков.
3.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в ГБУ РД «РПТД» таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
3.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников ГБУ РД «РПТД» вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства ГБУ РД «РКБ» за реализацию внутрибольничной антикоррупционной политики.
3.7. Принцип открытости работы.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах работы.
3.8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
- Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие.
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и на других лиц, с которыми Госпиталь вступает в договорные отношения.
- Ответственные за реализацию антикоррупционной политики:
5.1. Должностные лица:
- главный врач,
- заместители главного врача по профилям,
- главный бухгалтер,
- главная медицинская сестра,
- руководители структурных подразделений.
5.2. Комиссия по этике и противодействию коррупции.
Общие обязанности работников ГБУ РД «РПТД» в связи с предупреждением и противодействием коррупции
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени ГБУ РД «РПТД»;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени ГБУ РД «РПТД»;
— незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство ГБУ РД «РПТД» о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство ГБУ РД «РПТД» о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами ГБУ РД «РПТД» или иными лицами;
— сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
- Специальные обязанности работников ГБУ РД «РПТД» в связи с предупреждением и противодействием коррупции
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в ГБУ РД «РПТД»:
- руководства ГБУ РД «РПТД»;
- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
- лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.
Как общие, так и специальные обязанности включаются в трудовой договор с работником ГБУ РД «РПТД» (в должностную инструкцию). При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре (в должностной инструкции) работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закрепляется в локальном нормативном акте ГБУ РД «РПТД».
- Перечень антикоррупционных мероприятий и порядок их выполнения (применения)
- Направление
- Мероприятие
- Нормативное обеспечение, закрепление стандартов
- поведения и декларация намерений
- Введение в документацию о закупках стандартной антикоррупционной оговорки.
- Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры (должностные инструкции) работников.
- Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников ГБУ РД «РПТД»
- Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
- Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур
8.1. Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверияи т. п.)
8.2. Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)
8.3. Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
8.4. Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций
8.5. Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
- Обучение и информирование работников
9.1. Ежегодное ознакомление работников под подпись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации
9.2. Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
9.3. Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур
9.4. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации
- Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур
10.1.Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
10.2. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов;
10.3.Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
10.4. Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции;
- Профилактика коррупции
11.1. Профилактика коррупции в ГБУ РД «РПТД» осуществляется путем применения следующих основных мер:
- формирование в ГБУ РД «РПТД» нетерпимости к коррупционному поведению;
- Особое внимание уделяется формированию высокого правосознания и правовой культуры работников.
Антикоррупционная направленность правового формирования основана на повышении у работников позитивного отношения к праву и его соблюдению;
- повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению;
- формированию гражданской позиции в отношении коррупции, негативного отношения к коррупционным проявлениям, представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.
11.2. Антикоррупционная экспертиза локально-нормативных актов и их проектов, издаваемых в ГБУ РД «РПТД»;
- В целях организации деятельности по предупреждению коррупции в ГБУ РД «РПТД» осуществляется антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов, их проектов и иных документов в целях выявления коррупционных факторов и последующего устранения таких факторов.
- Ответственность работников
12.1.Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под подпись с Антикоррупционной политикой ГБУ РД «РПТД» и локальными нормативными актами, касающимися противодействия коррупции, изданными в ГБУ РД «РПТД» и соблюдать принципы и требования данных документов.
12.2. Работники ГБУ РД «РПТД», независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики(см. Приложение №1).
- Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику ГБУ РД «РПТД»
В процессе работы должен осуществляться регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения.
13.1. Основными направлениями антикоррупционной экспертизы является:
- обобщение и анализ результатов антикоррупционной экспертизы локальных нормативных документов ГБУ РД «РПТД»;
- изучение мнения трудового коллектива о состоянии коррупции в ГБУ РД «РПТД» и эффективности принимаемых антикоррупционных мер;
- изучение и анализ принимаемых в Госпитале мер по противодействию коррупции;
- анализ публикаций о коррупции в средствах массовой информации.
13.2. Комиссия по противодействию коррупции ежегодно представляет руководству ГБУ РД «РПТД» соответствующий отчет.
13.3. Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, в антикоррупционную политику вносятся изменения и дополнения.
Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в Трудовой кодекс РФ и законодательство о противодействии коррупции, а также по представлению предложений Комиссии по противодействию коррупции в ГБУ РД «РПТД ».
Исполнитель: ведущий юрист Курбанова Э.Д.
17.02.15 г.
Приложение№ 1
к Антикоррупционной политике в ГБУ РД «РПТД»
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
- Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
1.1. Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
- Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
- Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
- Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Проверка соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 названной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
При этом несоблюдение после увольнения с государственной службы вышеуказанного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), названного в части 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, заключенного с данным лицом (часть 3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
На работодателе в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ лежит обязанность при заключении с бывшими государственными служащими указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту их службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» (далее — Постановление).
Пунктом 1 Постановления указано, что сообщение о приеме на работу гражданина осуществляется в письменной форме.
При этом данная обязанность считается исполненной после направления указанного письма представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в десятидневный срок со дня заключения трудового договора с данным гражданином.
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
- Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
- Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
- Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
- В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
- Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 159. Мошенничество